Создать аккаунт
Войти





12.5 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Словари на смарт скачать


Описание: Словари на смарт скачать
Имя файла: slovari-na-smart

Урок 7. Добродетель и порок

Н.А. Царева, учитель начальных классов
ГБОУ НОШ №992 г. Москва

Цель: осмысление детьми через частично – поисковый метод понятий «добродетель» и «порок».

Задачи:

- познакомить с понятиями «добродетель и «порок»;

- познакомить с некоторыми примерами добродетели и порока;

- развитие внимания, мышления, коммуникативных способностей;

- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность, самостоятельность.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, притча, просмотр мультфильма, работа со смарт доской

Основные термины и понятия: добродетель, порок.

 Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковые словари, карточки, портреты (Цицерон, Гораций), мультфильм.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Работа в группах.

- Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделённые пополам. Рядом с листом бумаги лежат конверты, в которых карточки. Вынимаем карточки из конверта, вы их должны распределить по двум столбикам.

Задание. Распределите слова на две группы. Честность, щедрость, доброта, трудолюбие, скромность, лживость, жадность, злость, наглость, лень.

Представитель от каждой  группы выступает с выполненным заданием.

- А теперь посмотрим на доску.  (Проверка по образцу) Слайд №1.

Учитель. В одну колонку мы распределили положительные , а в другую – отрицательные.

- Какие эти слова по смыслу? (Противоположные)

- А как называются противоположные слова по смыслу? (Антонимы).

- Найдите  антонимы и приклейте их в свою таблицу. (Работают в группах)

Слайд №2 Проверка по образцу.

Крошка сын к отцу пришёл,

  И спросила кроха:

- Что такое хорошо

И что такое плохо

- Какие антонимы вы услышали в этих строках? (хорошо и плохо)

- Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны.  Вы должны после того как послушаете ответить на  вопрос. Слайд №4

Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало  высыхать на солнце. Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь. К нему подошёл человек и спросил:

- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!

- Как  бы ВЫ ответили, оказавшись на месте этого мальчика. (Ответы детей)

( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!) (Оригинал)

- Какой поступок совершил мальчик? 

- О чем мы будем говорить на уроке? (ответы детей) Слайд №5

- Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя противоположными характеристиками человека «добродетель» и «порок». Слайд №6

III. Изучение нового материала.

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «добродетель», (работает учащихся со словарём). Добродетель – положительное нравственное качество.

- Как вы думайте, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»? Слайд №7, Слайд №8, Слайд №9

- «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь» (Древнеримский философ - Цицерон). Слайд №10

Задание. Вам необходимо найти в словаре понятие «порок», (работает учащихся со словарём).  Порок – тяжёлый предосудительный  недостаток. Слайд №11

- «Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их  имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций) Слайд№12

- Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Как мы можем озаглавить наши колонки? (добродетель, порок) Слайд №13

Задание. Слайд №14, №15. Соедините противоположные друг другу качества. (Добродетель-порок, добро-зло, благодарность-неблагодарность, щедрость-жадность, вежливость-грубость)

Просмотр мультфильма  «Подарок для самого слабого» Слайд №19

Задание. Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на качества характера героев.

Обсуждение мультфильма.

- Назовите положительных героев мультфильма. (Лев. Заяц)

- Почему? (Заяц – честный, порядочный. Лев – добрый, справедливый, мудрый. Он собрал все те положительный качества, которые принадлежат понятию «добродетель»).

- А какие отрицательные герои? (Лиса, Волк, Кабан)

- Почему? (Они хитрые, льстивые, злые, наглые. Эти отрицательные качества, являются пороком.

- Ребята давайте ещё раз назовём, с какими понятиями мы с вами познакомились на уроке. («Добродетель и порок»)

IV. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют тест на листах.

Тест

  1. Отдельное положительное качество – это____________добродетель__________________
  1. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям – это____________порок______________________
  1. Что считается добрым поступком?

        1) Дать списать домашнее задание

        2) Опоздать на неинтересную встречу

        3) Помочь соседу по парте разобрать  задачу

    4. Укажите поступки, которые одобряет общество:

        1) обман

        2) насилие

        3) взаимопомощь

        4) унижение

       5. Что является последствием злых дел?

        1) дружба

        2) радость

        3) вражда

        4) мирное сосуществование

     6. Знания о добре и зле помогают людям:

        1) проявлять заботу о близких

        2) жить в мире

        3) дружить

        4) все ответы верны

    7. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к        понятию "добродетель", во вторую - к понятию "порок».

Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

Добродетель

Порок

взаимовыручка

насилие

помощь

обман

Задание. Найдите и подчеркните,  в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя порока

- «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

- «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

 - «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание. Слайд №18

  • Расскажите  родителям о том, что узнали на уроке.
  • Прочитайте учебник  с. 16 – 19

подготовьте рассказ о человеке, который может служить примером для подражани


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):